Пятница, 29.03.2024, 05:31
Приветствую Вас Гость | RSS

.

Каталог статей

Главная » Статьи » Наше участие » С ФПП

Украина. Активная позиция общественности на местном уровне как залог решения проблем недостатка средств в местных бюджетах (CSLN, 10.10.12)

Местные бюджеты являются финансовой базой деятельности органов местного самоуправления. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. Однако на практике это не всегда так, и местные общины часто стыкаются с проблемой отсутствия необходимых ресурсов для решения своих проблем: построения детской площадки, дороги и прочее. Общины в украинских городах и поселках пытаются решить эту проблему путем самоорганизации и активного сотрудничества с органами местного самоуправления, гражданским обществом и донорскими организациями.

Местные бюджеты являются финансовой базой деятельности органов местного самоуправления. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. В Украине бюджетные права местных органов власти утверждены в Бюджетном кодексе (2010 г.), законах Украины «О местном самоуправлении в Украине» (1997 г.) и «О местных государственных администрациях» (1999 г.).

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:

формирование денежных фондов по финансовому обеспечению деятельности местных органов власти,
распределение этих фондов между отраслями хозяйства и их использование,
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Местные бюджеты являются одним из главных финансовых потоков доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом программы повышения благосостояния населения.

На органы местного самоуправления возложены важные задачи по претворению в жизнь государственных социально-экономических реформ. Осуществление государственных программ в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в значительной степени происходит за счет средств, которыми могут распоряжаться местные органы.

С помощью местных финансов государство осуществляет выравнивание уровней социального развития территорий, которые в результате определённых условий отстают в своем экономическом развитии от других регионов Украины и не имеют возможности предоставлять социальные услуги на уровне общем для всей страны. Для преодоления такой неравномерности разрабатываются местные и региональные программы развития. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. При этом местным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов и субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и увеличению благосостояния населенных пунктов влекут за собой расширение расходов местных бюджетов. Рост расходов связано как с новым строительством, так и с увеличением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов местных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия.

В период политической нестабильности и обострение социально-экономических проблем в Украине чрезвычайно актуальным является повышение эффективности управления финансовыми ресурсами государства. Объективными особенностями проведения бюджетной политики в Украине на сегодня являются:

незначительные (по объемам) суммы бюджетных средств и их хронический дефицит;
нерациональная структура расходов и неэффективное использование бюджетных средств;
чрезмерная централизация финансовых ресурсов, что не стимулирует местные органы власти и местного самоуправления к максимальной мобилизации собственных ресурсов регионов.
 Важной задачей бюджетной политики на современном этапе является решение проблемы совершенствования межбюджетного регулирования с позиции достижения согласованности интересов органов центральной власти и местного самоуправления в части распределения полномочий и закрепления финансовых ресурсов на осуществление государственных полномочий. Местные органы власти и органы местного самоуправления практически лишены стимулов к увеличению доходов и рационального их использования. Такая ситуация обусловлена ​​тем, что значительная часть собранных на определенной территории средств поступает в Государственный бюджет Украины, а объем средств, который остается на местах, не дает возможности осуществлять перспективное прогнозирование и планирование развития территорий. Поэтому проблема сбалансирования бюджета, т.е. достижение бюджетного равновесия, также принадлежит к ключевым проблемам современности.

Местные бюджеты являются весомой составляющей бюджетной системы страны, поэтому изменение условий их формирования и исполнения может существенно отразиться на сбалансированности бюджетной системы, финансовой безопасности страны в целом. Учитывая это, реформирования местных бюджетов должно происходить поэтапно с учетом общественно-политических и экономических условий с сохранением сбалансированности бюджетной системы в целом и во взаимосвязи с проведением реформ в отраслях бюджетной сферы и других сферах деятельности. Такое реформирование должно осуществляться путём:

  • укрепления финансовой основы местного самоуправления;
  • повышения эффективности процесса формирования расходной части местных бюджетов и децентрализации управления бюджетными средствами;
  • совершенствования системы регулирования межбюджетных отношений;
  • введения планирования местных бюджетов на среднесрочную перспективу;
  • усиления инвестиционной составляющей местных бюджетов;
  • повышения эффективности управления средствами местных бюджетов и усиления контроля и ответственности за соблюдение бюджетного законодательства;
  • обеспечения прозрачности процесса формирования и исполнения местных бюджетов.
     

Принятый в 2010 г. новый Бюджетный кодекс Украины во многом затрагивает все перечисленные сферы. Однако, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, многими экспертами, политиками и общественными деятелями данный кодекс считается далеко не идеальным. К положительным сдвигам можно отнести то, что за местными бюджетами кодекс закрепил некоторое материальное улучшение их состояния. Прежде всего, сделана попытка снизить риски их «подвисания» в результате непринятия бюджета. Отныне, если такая проблема возникнет, трансферты в местные бюджеты будут считаться такими, какие были в проекте закона о государственном бюджете, поданном правительством в парламент.

Также устранен казус с платой за землю, которую раньше делили между собственными поступлениями территориальных общин и поступлениями, закрепленными за областными и районными бюджетами. К сожалению, несправедливым было то, что в города областного значения направлялись 75% платы за землю, а в бюджеты сел, поселков и городов районного значения - только 60%. Теперь плата за землю полностью относится к доходам бюджетов городов, сел, поселков.

Предпринята попытка укрепить бюджеты развития местного самоуправления. Теперь к ним можно отнести часть налога на прибыль, если местный совет проголосует «за» установление местной ставки (областная - до 2%, городской, районный - до 3%). Проблема заключается в том, что теоретически это возможно, но в политических реалиях Украины реализация этого положения сомнительна.

Нововведением данного кодекса является то, что финансовые нормативы бюджетной обеспеченности рассчитываться на основе государственных социальных стандартов и нормативов. Пока что эта норма остаётся декларативной. Корректно осуществить такие расчеты можно только после проведения реформы административно-территориального устройства Украины. Базовыми единицами для данного расчёта должны стать территориальные общины и их «объединения, созданные на основе закона». Расчеты трансфертов в таких объединениях будут осуществляться как для городов областного значения, и выделяться непосредственно из государственного бюджета.

Кроме того, проект предусматривает серьезное усиление полномочий контролирующих органов, что может повлиять на свободу действий органов местного самоуправления. Внушительные санкции в виде приостановления операций по счетам предусмотрены даже за ошибки в планировании бюджетных показателей. С другой стороны, кодекс предусматривает предоставление дополнительных дотаций, образующихся от перевыполнения расчетного объема доходов государственного бюджета на соответствующей территории - «с целью стимулирования местных органов власти к наращиванию доходов бюджета». Однако, такая норма некоторое время действовала в законах о государственном бюджете и была отменена, как чрезвычайно коррупционная.

На практике ситуация с местными бюджетами затрудняет выполнение органами местного самоуправления их непосредственных функций: предоставления услуг гражданам Украины, проживающим на территории конкретной административно-территориальной единицы. Рядовые жители сталкиваются с такими проблемами ежедневно и повсеместно: замена дорожного покрытия, обеспечение электричеством и газом, предоставление детских площадок, содержание парков и зон отдыха в надлежащем состоянии и прочее. И чем меньше территориальная единица, тем таких проблем больше.

В такой ситуации у граждан остаётся на выбор два варианта: 1) ожидать следующих парламентских или местных выборов и надеяться, что кандидаты решат хотя бы малую часть их проблем, либо 2) занимать активную позицию и пытаться влиять на местную власть и бизнес для привлечения внимания к каждой конкретной проблеме, и решать её совместными усилиями. Второй вариант не является таким уж невыполнимым, как может показаться рядовому гражданину. Приведённые ниже примеры призваны продемонстрировать не только саму возможность такого сотрудничества, но и её эффективность для решения проблем недостатка финансирования на местном уровне.

В каждом из этих примеров присутствует базовый инструмент, которыми пользовались представители общественности для установления отношений с органами власти. Этим инструментом является разработанный в рамка проекта «Гражданин и государство: развитие партнерства для эффективного управления в Украине» механизм участия общественности в принятии политических решений на местном уровне. Ключевым элементом данного механизма является цикл политики, состоящий из:

1)    Определение повестки дня – разработка процедур, предоставление информации, объявление подачи документов, общественные слушания и форумы, совместные комитеты и рабочие группы;

2)    Подготовка проекта – минимальные  стандарты для консультаций с общественностью, доступ к проектам политики, экспертные семинары;

3)    Решение – доступ к документам, которые касаются политики, общественные слушания, общественные жюри, участие в формировании бюджета, публичное принятие решений;

4)    Внедрение – открытые и прозрачные тендеры, формирование стратегических партнерств;

5)    Мониторинг и оценка – механизмы обратной связи с гражданами и потребителями, регулярные встречи с НГО для обсуждения прогресса, экспертная оценка и рекомендации;

6)    Переформулирование – рассмотрение оценок в комитетах, на экспертных встречах, консультациях.

Механизм также предоставляет представителям общественности принципы и инструменты сотрудничества с органами власти на каждом из этих этапов разработки и реализации политики. При этом органы местной власти должны использовать как можно более широкий диапазон подходов для учета мнений всех слоев общества в принятии решений, а также привлекать общественные организации к эффективному диалогу и другим механизмам участия. Для этого могут использоваться любые методы, не запрещенные законом. Органы местной власти не должны ограничиваться только теми подходами, которые предусмотрены законом; они должны использовать как можно больше механизмов и инструментов сотрудничества с гражданским обществом, поскольку, в конечном счёте, это в интересах всех и каждого.

 

Так, с применением данного механизма в городе Северодонецке (Луганская обл.) был реконструирован сквер им. Гоголя (неформальное название для зелёной зоны без надлежащего юридического статуса в плачевном состоянии), а также, впоследствии, была разработана Стратегия развития «зеленых зон» города. Инициировала проект частный предприниматель Наталья Зубань, которая разместила на сайте интернет-газеты «Мой город» объявление с призывом к горожанам принять участие в реконструкции сквера. В результате, на объявление откликнулись неравнодушные жители города, а сама инициатива была поддержана общественным советом при Северодонецком городском совете.

Для формализации инициативы была проведена презентация проекта и ее публичное обсуждение, после чего была создана инициативная группа, в которую вошли представители местной власти, депутаты городского совета, представители общественного совета, средств массовой информации, представители бизнеса, а также активные горожане.

Участники инициативной группы провели ряд консультативных встреч с профильными подразделениями городского совета. Привлечение внимания к данной теме и её обсуждение происходило как в традиционных и предусмотренных законодательством формах (консультации с общественностью, публичные обсуждения), так и с применением новых технологий (обсуждение инициативы в сети Интернет). Эти консультации значительно расширили круг партнеров проекта и создали условия для использования механизмов гражданского участия.

Следующим этапом реализации данной инициативы стало проведение фандрейзинговой кампания, которая позволила собрать около 200 000 гривен на воплощение проекта. Ключевым аспектом этой кампании стало то, что были привлечены как средства местного бюджета, так и благотворительные перечисления представителей бизнеса и частных лиц. Кроме того, каждый выходные на протяжении нескольких месяцев инициативная группа привлекала волонтёров для работ по озеленению и приведение в надлежащее состояние сквера им. Гоголя.

План мероприятий по реконструкции сквера включал: очистку от поросли, вырубку и выкорчевку старых деревьев, обрезку деревьев, монтаж поливочной сети, прокладку электрической сети, посадку деревьев и кустарников, монтаж освещения, установку лавочек, обустройство детской игровой площадки.

После осуществлённой реконструкции инициативная группа провела публичный мониторинг мероприятий, осуществленных в рамках проекта, что способствовало укреплению доверия между представителями общественности и местной власти на основе взаимной подотчетности.

В результате реализации проекта был не только реконструирован сквер, но и приняты решения Северодонецкого городского совета «Об утверждении дислокации парков, скверов и других зеленых зон города Северодонецка», а также «О присвоении скверу, расположенному по пр. Советский в районе Северодонецкой школы-коллегиума названия «Сквер Гоголя».

 

Другим успешным примером решения местной проблемы с участием представителей местной власти и общественности стал проект Новоазовской районной общественной организация Гражданское движение «Голос громады» (Руководитель – Виктор Гроздов) в селе Розы Люксембург (административный центр Розовского сельского совета (состоит из 6-ти населённых пунктов), Новоазовский район, Донецкая обл.). В селе проживают 880 человек, из которых 152 – дети дошкольного и школьного возраста.

Для села актуальной проблемой оказалось отсутствие детских игровых площадок или других мест, где родители могли бы провести время со своими детьми. Поэтому в качестве зоны отдыха жителями была предложена заброшенная территория бывшего детского сада в центральной части села, где в следствии демонтажа  здания остался котлован площадью 1200 кв.м. Кроме того, котлован находился в непосредственной близости от зданий и территории школы, а также от действующего детского сада, что представляло потенциальную угрозу жизни и здоровью и детей, и взрослых.

Одним из первых шагов к решению проблемы было её выявления, для чего инициаторы проекта провели опрос среди жителей села, а также организовали сход общины для обсуждения данного вопроса. Таким образом, возникла необходимость в поиске путей решения как проблемы ликвидации потенциальной угрозы возникновения несчастных случаев, так и проблемы отдыха и досуга жителей села.

Для решения данной проблемы Новоазовская районная общественная организация Гражданское движение «Голос громады» выступила с инициативой перед другими общественными организациями района с предложением поддержать идею благоустройства заброшенной территории бывшего детского сада в с.Розы Люксембург с участием жителей села.

Данная идея обсуждалась за круглым столом с участием общественных организаций и Розовского сельского головы. В результате проведения данного совещания участниками были выдвинуты варианты по реализации инициативы. В частности была поддержана идея вовлечения общественности в процесс благоустройства заброшенной территории на всех этапах, начиная с обсуждения проблемы до ее реализации.

С целью привлечения средств для воплощения инициативы организация Гражданское движение «Голос громады» разработала и представила на областной конкурс мини-проект «Поддержка системы местного самоуправления: гражданское участие и партнерство». Таким образом, проект получил финансирование от Донецкого областного совета в размере 100 000 гривен. Кроме того, организаторы провели информационную компанию, что позволило привлечь дополнительные средства представителей бизнеса (84 716 гривен), а также пожертвования самих членов громады (2 400 гривен).

На данный момент котлован ликвидирован  и продолжаются работы по организации зоны отдыха.

 

Ещё одна аналогичная инициатива была реализована в рамках проекта «Усиление сотрудничества власти и гражданского общества на местном уровне ради развития общества». Фонд поддержки предпринимательства г. Измаила (Одесская обл.) выступил с инициативой «Подарим счастье детям», которая предполагала создание инфраструктуры детского досуга для детей дошкольного и младшего школьного возраста в г. Измаила, с. Огородное и с. Жовтневе Болградского района Одесской обл.

Данный мини-проект реализовывался коалицией общественных организаций, в которую вошли:

Фонд поддержки предпринимательства (г. Измаила)
Объединение совладельцев многоквартирного дома «Портовик» (г. Измаила)
Общественная организация «Придунайский центр общественных инициатив» (г. Измаила)
Орган самоорганизации населения  «Надежда» (Болградский район, с. Огородное)
Орган самоорганизации населения „Наше будущее” (Болградский район, с. Жовтневе)
Кроме того, проект поддержали депутаты Измаильскиого городского совета, исполнительный комитетом Измаильского городского совета, Болградская районная администрация,  сельский совет с. Огородное и с. Жовтневе, детская организация  «Дети за милосердие» (США),  волонтеры Корпуса Мира в Украине Карл и Эльза Визнер, а также  студенты-волонтеры Измаильского государственного университета, филиала МАУП в г. Измаил.

Кроме собственно создания физической инфраструктуры детского досуга для детей дошкольного и младшего школьного возраста мини-проект предусматривал разработку методики деятельности детских площадок и организации детских мероприятий, а также проведение 2-х пилотных детских праздников (по 100 участников), направленных на организацию семейного досуга.

Инициаторы мини-проекта начали свою деятельность с информационной кампании (освещение проблемы детского досуга в СМИ, включая Интернет[4]) для выявления и привлечения всех заинтересованных сторон и в первую очередь – представителей местной власти. Впоследствии представители коалиции организовали 4 рабочих встречи привлечённых общественных организаций, волонтёров, депутатов городских и районных советов.

В процессе реализации инициативы были разработаны типовые проекты и созданы 4 детских площадки, и организована их работа. Также разработано электронное методическое пособие по вопросам проведения детских мероприятий, которое было передано всем участникам коалиции.

Под реализацию этого мини-проекта было выделено 16 000 гривен (в рамках проекта «Усиление сотрудничества власти и гражданского общества на местном уровне ради развития общества»). Но коалиция привлекла также и другие средств:  ОСН „Наше будущее” (с. Жовтневе) – 9650,00 гривен, ОСН «Надежда» - 1200,00 гривен,  ОСМД «Портовик» - 350,00 гривен, Общественной организации «Дети за милосердие»(США) – 1230,00 гривен.

По данным Фонда поддержки предпринимательства в результате реализации проекта возросло количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, охваченных организованным досугом, а также увеличилось число городских мероприятий, направленных на укрепление отношений между родителями и детьми. Кроме того, было формализовано сотрудничество общественных организаций подписанием коалиционного соглашения и запланированы мероприятия на последующий год (2011). Таким образом, используя наработанный фундамент, инициаторы проекта решили не останавливаться на достигнутом, а продолжить искать средства для создание ещё нескольких детских площадок в других микрорайонах г. Измаил.

 

Из всего выше сказанного следует, что в современных условиях все в большей степени органы местной власти призваны обеспечить комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Но, не смотря на то, что их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий возрастает, эти институты не в состоянии предоставить полный спектр услуг, возлагаемых на них законодательством. Указанные проблемы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы органов местного самоуправления с одной стороны, и обязательного вовлечения представителей общественности в процесс принятие и реализации политический решений с другой.

Как продемонстрировали перечисленные, успешные истории активная позиция граждан может способствовать решению насущных проблем даже при нехватке бюджетных средств. Во всех случаях были привлечены многие заинтересованные стороны из разных сфер деятельности: общественные деятели, политики, государственные служащие, представители СМИ и просто небезразличные граждане. Использованный участниками проектов механизм совместного планирования и воплощения свидетельствует о развитии традиций сотрудничества, включая формирование культуры совместной ответственности сторон за планирование и результаты. А принятие во внимание пожеланий и интересов граждан при непосредственной разработки политики существенно повышает как легитимность местной власти, так и её решения.

Существенным плюсом такого сотрудничества является возможность обмена опытом и знаниями в процессе дискуссию, что позволяет принять инновационные решения и эффективно использовать ресурсы. Таким образом, для всех заинтересованных и вовлечённых сторон  должна стать очевидной необходимость открытого и прямого диалога с общественностью, как со стороны общественных организаций, так и со стороны местной власти, что позволит пробудить доверие жителей как к одним, так и к другим.



Источник: http://csln.info/news/urn:news:110982A
Категория: С ФПП | Добавил: Александр (23.12.2015) W
Просмотров: 524 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0